Организатор проект Новосибирского областного отделения "ОПОРА РОССИИ" - "ОПОРА-детям". Стратегический партнёр конкурса Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска "Детский сад №445"
Экологическая тропа
это специально оборудованный и особо охраняемый прогулочно - познавательный маршрут, созданный с целью экологического просвещения детей.
На марафоне участники смогут шаг за шагом разработать свой проект экологической тропы под руководством и с обратной связью ландшафтного дизайнера и методиста-педагога! Ландшафтный дизайнер поможет подобрать растительные элементы для тропы, а методист посоветует, как эти элементы можно использовать в обучающем процессе.
Этапы разработки проекта экологической тропы
Обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
Результат: план участка садика с нанесенными на нем имеющимися объектами (строения, площадки, другие значимые объекты)
Описание концепции экологической тропы, в том числе выбор "хозяина тропы" - персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости
Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
Результат: картосхема маршрута тропы
Детальное описание объектов экологической тропы и их назначения
Результат: документ, содержащий детальное описание объектов тропы
Визуализация проекта экологической тропы
Результат: визуальное представление проекта в виде рисунков или макета
Основной критерий
выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Тропа должна прокладываться так, чтобы она пересекала как можно больше разных типов ландшафтов, например, берег реки, холм, выраженный участок луга и т.д.
На тропе также рекомендуется иметь большое разнообразие растений, т.к. чем больше растений, тем больше и разнообразие животных, потому что животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.
Любая экологическая тропа состоит из видовых точек или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными воспитателями и родителями.
Видовыми точками могут стать
Отдельные растения
● старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов; ● экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например, деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей стволом); ● растения с разными по размеру (крупными и мелкими), форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п.), цвету (светло-зелеными и темно-зелеными), характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими) листьями; ● сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле), пни; ● крупные травянистые растения; ● растения, подлежащие охране в нашей местности; ● лекарственные растения
1
Сообщества растений
фрагменты ландшафтов луговой, лесной растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков, заросли подорожника и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода, сад редких растений
2
Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности
● естественные и искусственные гнездовья, ● кормушки (включая «птичьи столбы»), ● муравейники, ● земляные норки дождевых червей и кучки, выбрасываемой ими земли, сезонные скопления насекомых
3
Участки с интересными объектами неживой природы
овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки (для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками
4
Специально оборудованные площадки
● метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега), "барометром" для определения влажности воздуха; высотой стояния Солнца (солнечные часы). ● поляна сказок (сказочные скульптуры, строения). ● птичья столовая с кормушками. ● клумбы обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами); альпийская горка. ● огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), возможно — теплицы.
5
Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного)
места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, т.п.